07.03.2019

«Культура ест стратегию на завтрак». Это высказывание приписывают известному теоретику менеджмента – Питеру Друкеру. Сходный взгляд был и у Курта Коффмана, консультанта в области вовлечения персонала. Но культура прожорлива и кроме стратегии пожирает людей, которые не соответствуют духу компании.

Без культуры стратегия летит в мусор

Корпоративная культура — это понятие, выходящее за рамки «списка правил». На нее невозможно повлиять просто переписав устав компании: для качественных изменений потребуется понимание и одобрение коллектива. Как писал Курт Коффман: «Культура не терпит коротких путей… не изменяется просто по приказу руководителя». Это внутренний стержень компании, определяющий генеральную линию ее поведения, инструмент управления, поддерживающий стратегические цели. И не важно, насколько амбициозные у руководства планы по выведению нового продукта на рынок, если они противоречат корпоративной культуре.

Получается, культура — либо приближает к поставленной цели, либо тормозит на пути к ней. Часто стратегия в компании выстраивается как идеальный план без учета корпоративной культуры – люди остаются непредсказуемым слагаемым. Такой подход сравним с заплывом против течения. Чтобы закрепиться на рынке, компания должна создать уникальную среду, воспитывающую определенное поведение сотрудников внутри коллектива.

Существуют 2 основных подхода к построению стратегии:

  • культура меняется в соответствии со стратегией. В таком случае корп.культура выступает в роли инструмента для достижения поставленных целей.
  • культура, как путеводная звезда, задает направление движения компании. Это стержень, определяющий стратегию.

Корпоративная культура отражает то, как сотрудники взаимодействуют между собой. Мудрые руководители обращают особое внимание на поддержание определенной культуры в коллективе, ставя ее в один ряд со стратегией развития.

Какие виды культур существуют?

Клановая

Компании с такой культурой отличаются дружным коллективом, где работники доверяют друг другу и действуют сплоченно. Лидеры – строгие, но заботливые. Они мыслят как воспитатели, помощники, иногда даже как родители. Сотрудники настроены на долгосрочную выгоду от работы, их объединяет преданность общему делу и традициям.

Яркий пример – Икеа, где основатель, Инград Кампрад – ключевая фигура в истории корпоративной культуры. Его образ мышления и личные ценности легли в основу в компании.

В Икеа принято обращаться друг к другу по имени вне зависимости от должности. Все работники придерживаются общего неформального дресс-кода, добираются на работу на одном автобусе и обедают вместе в служебной столовой. Так компания создает доверительные отношения между рядовыми сотрудниками и менеджерами. Еще один важный пункт – в Икеа принято наделять ответственностью с первых дней работы. Так создается атмосфера, где все работники объединены ощущением общего владения магазином, они чувствуют, что способны повлиять на бизнес и помочь потребителям повысить уровень жизни.

Адхократическая

Лидеры адхократических компаний — новаторы, которые готовы рисковать. В работниках ценится смелые идеи и желание экспериментировать, поэтому организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу. Адхократической культуре свойственно динамичное место работы, временные команды и проектный подход. Основной критерий успеха – производство уникальных продуктов.

Пример такой корпоративной культуры – Facebook. Здесь к сотрудникам относятся очень серьезно, потому что они – главный актив компании. У Facebook самый большой Openspace в мире, на его территории несколько ресторанов и зон отдыха. Штат работников еженедельно пополняется в зависимости от текущих задач.

Одна из основных ценностей компании – двигайся быстро (move fast). Это позволяет Facebook адаптироваться к меняющимся условиям рынка, постоянно придумывая новшества. Сотрудников учат не бояться совершать ошибки. Facebook диктует: рискуйте. Данные компании доступны для всех сотрудников, не нужно ждать согласования от другого отдела. Это позволяет компании динамично развиваться в то время, как другие организации замедляются или вовсе замирают.

Бюрократическая

При бюрократической культуре деятельность коллектива регламентируется процедурами и процессами. Это структурированное место работы, где правят стандарты, контроль, системы учета, а также четко прослеживается линия распределения полномочий: компетенции и зоны ответственности не пересекаются. Эффективный лидер – хороший координатор и организатор, чья главная забота – обеспечение стабильности, предсказуемости и рентабельности компании. Он постоянно работает над снижением потерь и издержек, действует согласно формальным правилам и официальной политике.

Длительное время бюрократия отождествлялась с порядком. Поэтому диапазон компаний, которым свойственен бюрократический тип культуры, простирается от международного гиганта McDonald’s до российской Газпром Нефти. Особенно ярко такая культура выражена в госструктурах. Организации с таким типом культуры хорошо функционируют в стабильных условиях работы. При современной динамике изменений бюрократическая культура может поставить под угрозу выживание компании.

Рыночная

Такой тип корпоративной культуры характерен для компаний, которые стремятся побеждать. Их отличают агрессивные стратегии, где главная цель – усилить свое положение среди конкурентов. Основные ценности — сила, инициатива, результативность. Лидеры в рыночной культуре — суровые руководители-надсмотрщики, опасные конкуренты. Непоколебимые и требовательные, они ведут компанию к поставленной цели, побеждая соперников и завоевывая новые рыночные доли.

Яркий пример – корпорация General Electric. В 1980-е гг. к руководству компанией приступил легендарный Джек Уэлч, который перекроил GE до неузнаваемости. Он пересмотрел ценности организации и выставил к сотрудникам жесткие требования. Уэлч уничтожил ненужную бюрократию, сократив управленческие уровни до минимума: порядка 200 000 служащих покинули компанию, а их место заняли сильные, самоуверенные люди, замотивированные на успех. GE отказалась от части собственных проектов, зато приобрела сотни новых. «Доминируйте на рынке… или уходите», — говорил Уэлч. Под его руководством GE превратилась из неповоротливого гиганта в быстро растущую прогрессивную корпорацию следующего поколения. Компания продолжает динамично развиваться и сейчас занимается не только производством, но и информационным обслуживанием своих продуктов.

Вывод

Корпоративная культура в компании возникнет в любом случае, но будет ли она соответствовать духу бизнеса? Не стоит забывать, что верно выстроенная культура не только позитивно сказывается на мотивации сотрудников, но и помогает принимать верные решения в рамках стратегии и мотивировать коллег, а также укрепляет бренд в глазах покупателей и бизнес партнеров. Организации, сумевшие выстроить крепкую культуру, получают существенное преимущество перед конкурентами, где культура возникла «по умолчанию» и противоречит стратегии.